Итоги Чемпионата О Чемпионате Официальные наблюдатели Календарь мероприятий Архив мероприятий
Вход в тест-сектор
Логин:
Пароль:



Телефоны для связи: +7 (908) 636 82 68, +7 (912) 284 18 48

28.10.2025

ЦБ не доволен результатами регулирования в страховании жизни заемщиков по потребкредитам

Банк России не удовлетворен полученным от применения регуляторного воздействия эффектом за 8 последних лет в сегменте страхования жизни и здоровья заемщиков потребительских кредитов, сказано в отчете на сайте ЦБ.
ЦБ в отчете приходит к выводам о том, что клиентская ценность такого страхования в целом недостаточна, уровень выплат в сегменте остается низким, комиссии посредникам - неоправданно высокими, практика навязывания услуг не искоренена, появились квазиуслуги защиты рисков взамен страхования, недоступные классическому регулированию в сегменте страховых продуктов.
Банк России с учетом полученных выводов "планирует продолжить мониторинг уровня выплат в секторе страхования жизни и здоровья заемщиков", а "в целях повышения уровня выплат в данном секторе страхования и клиентской ценности страхового продукта будет делаться акцент на развитии подходов к управлению продуктом, концепцию которого активно развивает Банк России".
Сам "сегмент является значимым для всего страхового сектора с долей в премиях от 6% до 19% в разные годы", сообщает ЦБ. Суммарные премии по этой линии бизнеса составили 2 трлн рублей за оцениваемый период 2016-2024 годов. "Сегмент также является высокомаржинальным для страхового сектора", - говорится в отчете.
"Средний уровень выплат по кредитному страхованию жизни составил 24% для лидера сегмента и 3% для всех остальных страховщиков. Низкий уровень выплат связан с низким качеством продукта. Прибыль от страхования заемщиков концентрируется в банковском секторе, поступая туда от страховщиков в виде комиссий или дивидендов", - делает вывод регулятор.
При этом средний уровень выплат в сегменте "увеличился лишь с 7% до 10% с момента вступления в силу указания N6139-У, не снизился процент отказов в страховой выплате", что негативно оценивается регулятором.
"Комиссия кредитора остается стабильно высокой: медианное значение 52% для индивидуальной схемы страхования заемщиков и 64% для коллективной; у отдельных кредиторов размер комиссии достигает 85-90%", - сказано в отчете.
Несколько этапов регулирования
Первоначально регулирование в сегменте вводились ЦБ поэтапно. С 2013 года по 2022 год делались "попытки повысить качество страхового продукта через регулирование", включая введение продукта в периметр регулирования федерального закона о потребительском кредите. "Однако этих мер оказалось недостаточно", оставались проблемы непрозрачности условий страхования для потребителя, низкое качество страхового продукта, навязывание страховых услуг.
Тогда Банк России разработал и принял указание N 6139-У, которое ввело ряд требований к самому продукту, а не только к порядку продаж. В том числе определялось минимальное страховое покрытие полиса, закрытый перечень исключений из страхового покрытия, запрет на временную франшизу и ряд других. Также устанавливался объем и порядок информирования о страховом продукте, включая перечень обязательных (обеспечительных) и дополнительных рисков, о влиянии страхования на ставку по кредиту. Банки стали выдавать заемщикам ключевые информационные документы и изложение главных позиций договора.
Базовое для рынка "указание N 6139-У позволило получить ожидаемый эффект только в части повышения информированности потребителей об условиях договора страхования и в незначительной степени улучшило качественные характеристики страхового продукта в части уровня страховых выплат", следует из отчета.
В дополнение к этому указанию для защиты прав потребителей ЦБ и ФАС приняли новые меры. В их числе - снятие барьеров для конкуренции между страховыми компаниями, ранее установленных банками (принятие банками страховых полисов исключительно от "родственных" страховых компаний), введение обязанности страховых организаций раскрывать размер доли страховой премии, которая предназначена для страховой выплаты, увеличение периода охлаждения с 14 до 30 дней. Последовали также разъяснения ЦБ.
Больше регулирования - больше попыток ухода от него
ЦБ приводит результаты опроса, который показал, что "общая величина издержек страховщиков, банков и МФО на соблюдение регулирования составила 2,58 млрд рублей, что эквивалентно 0,44% общего объема собранных в указанном сегменте страховых премий".
Оценка воздействия регуляторных мер по критерию "актуальность регулирования" показала, "что существует риск утраты актуальности регулирования при условии развития квазистрахования", отмечает ЦБ. Примером квазистрахования "является дополнительная платная услуга, предлагаемая кредитором взамен страхования и предусматривающая прощение долга, если в жизни заемщика произойдут определенные неблагоприятные события". "Наблюдаемые тенденции указывают на то, что классическое страхование как способ обеспечения кредита может быть заменено иными, сходными по функциям услугами, не подпадающими под действующее регулирование", - отмечает регулятор.
В ЦБ полагают, что "действенность мер Банка России в регулировании и надзоре за страхованием заемщиков существенно превосходит действенность мер СРО, поскольку стандарты СРО, будучи ориентированными на общие принципы регулирования страхового сектора, не способны обеспечить специфическую защиту в сегменте потребительского кредитования".
Комментируя тему "Интерфаксу", вице-президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Глеб Яковлев сообщил, что союз "приступил к разработке собственного внутреннего стандарта ВСС по страхованию рисков ущерба жизни и здоровью заемщиков, который будет обсужден с регулятором и принят в соответствии с установленными союзом процедурами. Цель внедрения такого внутреннего стандарта - снизить уровень отказов в страховых выплатах заемщикам, повысить клиентскую ценность полисов, сделать их более выплатными".
Яковлев напомнил, что на страховом рынке "ВСС действует как саморегулируемая организация, которая разрабатывает и утверждает как базовые, так и внутренние стандарты. На них ориентируются все члены ВСС, то есть все участники страхового рынка. В то время в банковском секторе такой организации нет".
Банк России как мегарегулятор определяет условия деятельности для всех сегментов финансового рынка, что важно, когда речь идет о продуктах, затрагивающих интересы потребителей в сопредельных сегментах.
Яковлев добавил, что "обсуждения и консультации по проекту упомянутого внутреннего стандарта ВСС по страхованию банковских заемщиков с Банком России уже начаты".
Источник: Интерфакс: https://www.interfax.ru/business/1054932


Реклама