Новости УМКО-2019 Итоги УМКО-2019 Доклады УМКО-2019 О Конференции УМКО-2019 Участники Подготовка к УМКО-2019 Конкурсы УМКО-2019 Библиотека УМКО-2019 Организаторы и партнёры Рейтинг университетов Тест-сектор Календарь мероприятий
Вход в тест-сектор
Логин:
Пароль:



Телефоны для связи: +7 (908) 636 82 68, +7 (912) 284 18 48

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА РАЗВИТИЯ ?ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ? В РОССИИ

 

Автор: Клевакина В.Н. ФГБОУ ?Калмыцкий государственный университет им.Б.Б. Городовикова? 2 курс специалист

Ключевые слова: цифровая экономика; инновационное развитие; информационные технологии, ИКТ; новая экономика; уберизация; государственное финансирование; инновационное законодательство; научно-технический потенциал.

Аннотация: исследование посвящено зарождению новой экономической эпохи ? эпохи цифровой экономики, рассматривается понятие цифровой экономики, ее характеристика и особенности, перспективы и тенденции ее развития в России, различные государственные регулирования в области развития инновационного законодательства  и сравнительный анализ на примере разных стран (США, Европа и Китай)

 

THEORY AND PRACTICE OF DEVELOPMENT OF ?DIGITAL ECONOMY? IN RUSSIA

Author:Klevakina V.N. FSBEI ?Kalmyk State University named after B.B. Gorodovikova? 2 year specialist

Key words: digital economy; innovative development; information technology, ICT; new economy; uberization; government funding; innovative legislation; scientific and technical potential.

Abstract: the study is dedicated to the emergence of a new economic era - the era of the digital economy, the concept of the digital economy, its characteristics and features, prospects and trends of its development in Russia, various government regulations in the field of the development of innovative legislation and a comparative analysis on the example of different countries (USA, Europe) are examined and China)


 

Изменения, происходящие в сфере производства, новых технологий, информационно - телекоммуникационных технологиях, форм организации и функционирования экономики, инфраструктуры обусловили появление нового понятия ?цифровая экономика? [5,с.7-19].


Майкл Портер в 2001 г. отразил, что понятия ?старая экономика? и ?новая экономика? утрачивают свой смысл, в связи с тем, что падали котировки акции новых IT компаний в Америке [2,с.6-23]. Среди инвесторов возникает паника по поводу успешности компаний в области инновации и ИКТ и вопрос о неуклонном росте экономики.

?Цифровая экономика? как объект исследования отражает систему с характерными системными свойствами: дифференциации, отрицательной энтропии, холистичности,  цикличности событий и т.д. [5,с.103-115]. Один из важных системных свойств, является возможность реакции системы на изменение элементов системы при изменении хотя бы одного параметра, который предполагает в системе закономерности взаимосвязи между событиями, фактами, элементами, которые происходят в экономической системе.

Впервые дается определение цифровой экономики в Стратегии развития информационного общества в России на 2017-2030 годы, опубликованной в декабре 2016 года [7]. Стратегия формулирует понятие ?информационное общество? как индустриальное общество, с новым этапом исторического развития цивилизации, в которой главными продуктами производствами являются информация и форма знания? [1,с.90-91].

Россия сегодня не входит в группу лидеров развития цифровой экономики не только по доле цифровой экономики ВВП, но и по расходам домохозяйств в цифровой сфере, инвестиций компаний в цифровизации, а так же по уровню государственных расходов на цифровизацию экономики. В России доля цифровой экономики в ВВП составляет 3,9%, что в 2?3 раза ниже, чем у стран ЕС.

При этом происходит отставание России от стран ? цифровых лидеров по основным показателям развития цифровой экономики, в частности от Европейского союза, диаграмма 1[6].

Диаграмма 1


Доступ к цифровым сервисам в России и странах ЕС

В России за последние несколько лет удалось создать крупные цифровые компании, которые появились на международном рынке ИКТ. Это крупнейший в мире независимый онлайн-банк ?Тинькофф Банк??, цифровые порталы и экосистемы сервисов ?Яндекс? и Mail.ru, площадка электронных объявлений Avito, социальная сеть ?ВКонтакте?, и многие другие. В Российской Федерации запущен портал www.gosuslugi.ru, с помощью которого повысилась доступность государственных услуг в едином информационном окне для граждан России[12].

Один из основных показателей развития цифровой экономики показывает соотношение между объемом цифровой экономики и совокупным ВВП страны, который составляет 3,9%, что в 2?3 раза ниже, чем в выбранных для сравнения странах[3,с.33].

Сложная, но достижимая задача ? утроение объема цифровой экономики с 3,2 трлн. руб. в 2015 г. до 9,6 трлн. руб. в 2025 г., в ценах 2015 г., что предложит сохранения среднегодового темпа роста объемов цифровой экономики на уровне 12%, который наблюдался в 2011?2015 г.. Эти результаты будут равнозначны повышению доли цифровой экономики с текущих 3,9% до 8?10% ВВП (в зависимости от цен на нефть и других макроэкономических параметров), что в среднем соответствует сегодняшнему уровню стран, лидирующих по объему цифровой экономики: США, Китая и Западной Европы.

В связи с этим рассмотрим прогноз утроения цифровой экономики России до 2025г. (диаграмма 2) [3].

Диаграмма 2

Прогноз: Утроение цифровой экономики в России

В настоящее время стало популярен термин ?уберизация? в сфере услуг. Понятие ?уберизация? происходит от названия американской компании Uber Technologies в USA в 2009 г., основатели Трэвис Каланик и Гаррет Кэмп. В компании разработали мобильное приложение, которое позволяло осуществить вызов такси без участия диспетчеров таксопарка, дешевле и быстрее обычного. Компания Uber мобильно распространила свой сервис бизнеса во многих городах более 68 стран мира. Капитализация компании Uber составляет в 68 млрд. долл. США, при этом превышает General Motors на 20 млрд долл. США.

По принципу Uber в Калифорнии появился подобный сервис по - бронированию жилья в режиме онлайн на сайте irbedandbreakfast.com (Airbnb). Этот сервис набирает колоссальную популярность среди Интернет пользователей разных стран, а капитализация этой услуги оценивается в 25,5 млрд долл. США [11].

В России сервис Uber начал распространяться с 2013 г. Например, сервис по перевозкам стал популярен среди пассажиров следующими компаниями: ?Яндекс Такси? (Россия) , Gett (Израиль), Uber (США).

Современная новая экономика Китая предлагает большое многообразие товаров и услуг с значительно привлекательным ценам для конечных потребителей, в формате электронной коммерции (сетевая, цифровая) - это телекоммуникационная среда позволяет активно осуществлять деятельность через сеть Интернет. Сегодня сетевая экономика Китая - это новая среда экономических отношений, при этом высокая производительность происходит не за счет производства и технологий ИКТ, а за счет применения ИКТ в активных продажах.

Цифровая экономика России представлена виде следующих предметных областей - это образование и наука. При этом осуществляется поддержка за счет государства и информационных телекоммуникационных технологий, которые ориентированы на новые экономические отношения.

В области образования - необходима долгосрочная стратегия подготовки высококвалифицированных кадров и сохранение традиций национального образования [8].

В области науки основная задача экономической политики заключается в реформировании экономических отношений, государственного финансирования, направленные на формирование инновационных рынков ИКТ. По данному направлению активно работают научные фонды: РГНФ, РФФИ, РНФ и др. [7,9,10].

Органам государственного регулирования необходимо ввести развитие инновационного законодательства в области цифровой экономики, которые направлены на:

  1. развитие фундаментальной науки, прикладных исследований (формирование долгосрочного прогнозирования развития приоритетных направлений науки и ИКТ, инновации);
  2. формирование рынков потребления продукции ИКТ;
  3. осуществление правовой защиты интеллектуальной собственности;
  4. разработку механизмов государственно-частного партнерства в области ИКТ и субъектами инновационной деятельности;
  5. развитие и сохранение научно-технического, инновационного комплекса;
  6. регулирование международного научно-технического и технологического сотрудничества в области ИКТ;
  7. создание международных научных организаций, научно-производственных инновационных структур направленные на поддержку продвижения на мировой рынок отечественной продукции ИКТ;

Таким образом, государственное регулирование затрагивает вопросы в сфере интеллектуальной собственности, тем самым создают условия для сохранения научно-технического потенциала страны, что предотвращает утечку за рубеж интеллектуального потенциала и использования для решения задач социально-экономического развития страны.

Создание и усовершенствование новых технологий происходит быстрыми темпами. Именно сейчас нужно включаться в общий информационный и технологический поток обновлений и стараться применить их эффективно. России необходимо на данный момент выстроить грамотную государственную политику, чтобы стать лидером на мировом рынке ИКТ.

 

 

Список литературы

  1. Аверьянов М.А., Евтушенко С.Н., Кочеткова Е.Ю.Цифровое общество: Новые вызовы//Экономические стратегии.2016 г. ?7 (141). C.90-91 .
  2. Агеев А.И. Управление цифровым будущем // Мир новой экономики.2018.Т.-12 ?3.С.6-23
  3. Аптекман А.,Калабин В.,Клинцов В.,Кузнецова Е.,Кулагин В., Ясновец И.Цифровая Россия: новая реальность // О Digital McKinsey.-2017.-С.33.
  4. Постановление Правительства РФ от 11 декабря 2002 г. ?Основные направления государственной инвестиционной политики Российской Федерации в сфере науки и технологий?;
  5. Развитие цифровой экономики в России как ключевой фактор экономического роста и повышения качества жизни населения: монография/ Нижний Новгород: издательство ?Профессиональная наука?,2018
  6. Росстат; Euromonitor International; Eurostat [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ec.europa.eu/eurostat, https://www.gks.ru, https://www.euromonitor.com/
  7. Указ Президента РФ от 09.05.2017 N 203 ?О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030годы?;
  8. Федеральный закон РФ от 19 июля 2007 г. ?139-ФЗ ?О Российской корпорации нанотехнологий?;
  9. Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. ?273-ФЗ ? Об образовании в Российской Федерации?;
  10. Федеральный закон РФ от 02 июля 2013 г. ?127-ФЗ ?О науке и государственной научно-технической политике?;
  11. Федеральный закон РФ от 02 ноября 2013 г. ?291-ФЗ ?О Российском научном фонде и внесение изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации?;
  12. Multimedia Resources, Interactive Commerce Trends For 1997 Аnd Beyond.
  13. Retailing in Russia / Euromonitor International. 2017, январь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.euromonitor.com/retailing-in-russia/report
  14. Учурова Е.О. Проблемы развития и становления ?новой экономики? в России // В сборнике: Финансово-кредитные отношения в современных условиях: состояние, проблемы и направления совершенствования / Материалы научно-практических мероприятий педагогической школы экономического факультета. ФГБОУ ВО ?Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова?. Элиста, 2018. С. 111-114.

Bibliography

  1. Averyanov M.A., Yevtushenko S.N., Kochetkova E.Y. Digital Society: New Challenges // Economic Strategies. 2016 yr. 7 (141). P.90-91.
  2. Ageev A.I. Digital future management // World of the new economy. 2018.T.-12 ?. 3. P. 6-23
  3. Aptekman A., Kalabin V., Klintsov V., Kuznetsova E., Kulagin V., Yasnovets I. Digital Russia: a new reality // About Digital McKinsey.-2017.-P.33.
  4. Decree of the Government of the Russian Federation of December 11, 2002 ?The main directions of the state investment policy of the Russian Federation in the field of science and technology?;
  5. The development of the digital economy in Russia as a key factor in economic growth and improving the quality of life of the population: monograph / Nizhny Novgorod: Professional Science Publishing House, 2018
  6. Rosstat; Euromonitor International; Eurostat [Electronic resource]. - Access mode: https://ec.europa.eu/eurostat, https://www.gks.ru, https://www.euromonitor.com/
  7. Decree of the President of the Russian Federation of 09.05.2017 N 203 ?On the Strategy for the Development of the Information Society in the Russian Federation for 2017-2030yr. ?;
  8. Federal Law of the Russian Federation of July 19, 2007 ? 139 ?On the Russian Corporation of Nanotechnologies?;
  9. Federal Law of the Russian Federation of December 29, 2012 ?273 ?On Education in the Russian Federation?;
  10. Federal Law of the Russian Federation of July 2, 2013 ? 127 ?On Science and State Scientific and Technical Policy?;
  11. Federal Law of the Russian Federation of November 2, 2013 ? 291 ?On the Russian Science Foundation and Amending Certain Legislative Acts of the Russian Federation?;
  12. Multimedia Resources, Interactive Commerce Trends For 1997, And Beyond.
  13. Retailing in Russia / Euromonitor International. 2017, January [Electronic resource]. - Access mode: http://www.euromonitor.com/retailing-in-russia/report
  14. Uchurova E.O. Problems of development and formation of the "new economy" in Russia // In the collection: Financial and credit relations in modern conditions: state, problems and areas of improvement / Materials of scientific and practical measures of the pedagogical school of the Faculty of Economics. FSBEI of HE ?Kalmyk State University named after Bb Gorodovikova ". Elista, 2018.S. 111-114.

 

 


Реклама