| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
18.02.2020 Приставы заворачивают всего-то 85% жалоб граждан
Больше всего граждане жалуются на микрофинансовые организации (МФО), за ними идут профессиональные коллекторы, год к году незначительно снизилось количество жалоб на банки и выросло - на иных лиц. Эксперты отмечают, что для эффективного снижения количества поводов для жалоб необходимо увеличивать размер штрафов, общий размер которых в 2019 году превысил 114 млн руб. ВЭП-Комментарий:
В 2019 году судебные приставы приняли к рассмотрению почти 28,4 тыс. обращений граждан о нарушении закона о взыскании долгов физлиц (230-ФЗ), следует из отчетности службы. Это на 29,1% больше, чем годом ранее. Из рассмотренных в 2019 году обращений обоснованными признаны около 15%, по итогам 2018 года таких было 9%. Структура обращений за последние два года почти не изменилась. Чаще всего граждане жалуются на микрофинансистов (46% и 45,8% соответственно), следом идут профессиональные коллекторы (32,7% и 32,3%). Несколько меньше стало жалоб на банки - 9,4% против 12%, а доля жалоб на иных лиц, напротив, выросла с 9,9% до 11,9%. По итогам рассмотрения судами составленных протоколов по более чем 2,1 тыс. были назначены штрафы в целом на 114,7 млн руб. Больше всего штрафов заплатили коллекторы - почти 74 млн руб., МФО нарушения обошлись в 35,7 млн руб., банкам - в 315 тыс. руб., иным лицам - в 4,7 млн руб. Как пояснили в ФССП, увеличение количества поступающих жалоб граждан на незаконные действия при возврате просроченной задолженности связано в том числе с их информированием о положениях профильного закона. За три года его действия должники стали лучше знать свои права и возможности и начали их более активно использовать, соглашается президент СРО НАПКА Эльман Мехтиев. "Мы увидели аналогичную тенденцию. За прошлый год НАПКА получила почти на 25% больше обращений на действия со стороны взыскателей, работающих в различных организациях, чем в 2018 году,- отмечает он.- Позитивным трендом можно считать то, что более чем в два раза (3% против 6,8% в 2018 году) сократилась доля обращений, связанных с некорректным поведением взыскателя. В случае обращения именно на действия коллекторских агентств только 4% из них являются обоснованными". В то же время, по словам директора СРО "МиР" Елены Стратьевой, низкая доля обоснованных жалоб свидетельствует о сохраняющемся невысоком уровне понимания законодательства. "Граждане не всегда осознают, когда кредитор или сторонний взыскатель действительно нарушает их права, а когда нет,- поясняет она.- В 2019 году к нам поступило на 23,6% меньше жалоб от граждан, чем в 2018 году, хотя доля жалоб на взаимодействие при образовании просроченной задолженности осталась достаточно высокой". Эксперты считают, что жалоб на нарушения при взыскании просроченной задолженности не становится значительно меньше еще и потому, что число должников с просроченными кредитами растет. По оценке главы "Юридического бюро N1" Юлии Комбаровой, граждане, наоборот, стали чаще подавать обоснованные жалобы, так как появилась практика привлечения взыскателей к ответственности: "Количество жалоб на банки несколько сократилось, так как они активнее стали передавать и продавать долги коллекторам на взыскание, таким образом отгораживаясь от негатива, связанного с просрочкой". Юрист считает, что величина штрафов для коммерческих организаций до сих пор слишком мала и для сокращения количества жалоб на работу взыскателей их размер должен быть повышен. Сейчас, поясняет Юлия Комбарова, во многих случаях компаниям выгоднее заплатить штраф, чем соблюдать закон, и они "идут на нарушения вполне сознательно". Новость: Взыскатели собрали жалобы: граждане недовольны методами работы коллекторов и финансистов Реклама
|
![]()
|
|