16.10.2025
В России продолжает распространяться возвратный лизинг на фоне ограничения доступа к кредитам. Это сделка, при которой человек сначала продает свое имущество компании (например, машину), а затем совершает регулярные платежи с возможностью выкупа (того же автомобиля). Такой лизинг, позиционирующийся как альтернатива кредитам, несет за собой большие риски, рассказали "Российской газете" в Банке России. Такие сделки не находятся под надзором регулятора, штрафы в этом сегменте не контролируются, и люди рискуют остаться без машины.Возвратный лизинг востребован бизнесом, для которого он и задуман изначально - для облегчения финансовой нагрузки. Предприниматели заинтересованы в возмещении инвестиционных затрат, пополнении оборотного капитала, отмечает первый замгендиректора компании "Балтийский лизинг" Антон Сапожков. Но компании, среди которых есть и добросовестные, и нелегальные кредиторы, активно привлекают в последние годы розничных клиентов.В 2024 году спрос на такой продукт вырос из-за острой потребности в быстрых деньгах и ограниченного доступа к кредитам, говорит Мария Габуния, директор по маркетингу ГК Интерлизинг. "Легальных компаний, работающих с физлицами, мало - рынок насыщен "серыми" игроками", - добавила она. Оформление требует минимума документов и деньги выдаются в тот же день. Но за простотой кроются риски.В 2018-2019 годах было немало случаев, когда заемщики в рамках возвратного лизинга лишались квартир. В Народном фронте эту практику тогда назвали "притворными сделками" из-за аномальных штрафов и отсутствия надзора. Люди даже обращались с коллективными письмами в госорганы. Условия были, мягко говоря, кабальными. Человек мог продать машину за 300 тыс. руб., а возвращать 1,5 млн. Штрафы за просрочку достигали 5% в день.Проблема обрела самый высокий статус: с 2019 года было поручение президента отрегулировать сегмент возвратного лизинга. "Но несмотря на президентское поручение, отрасль до сих пор не имеет четкого регулирования, защиты прав заемщиков и прозрачных правил расчета стоимость", - отмечает Габуния.Такую схему, как показывает мониторинг Банка России, все еще используют десятки недобросовестных участников рынка. В 2024 году было выявлено 44 псевдолизинговые организации, за девять месяцев 2025 года - 36, рассказали "Российской газете" в пресс-службе регулятора."За 2019-2020 годы в числе выявленных Банком России нелегальных кредиторов было около 130 компаний, предоставляющих потребительские займы под залог имущества под видом заключения договоров "возвратного лизинга". Количество таких организаций существенно сократилось в 2022 году, когда было выявлено 39 подобных компаний против 60 в 2021 году. В 2023 году мы зафиксировали 32 организации, работающие по схеме "возвратного лизинга".Тем не менее, такие недобросовестные практики все еще применяются", - отметил в Банке России. И добавили, что риски такой схемы очень высоки, машину забирают за малейшую просрочку, а деньги выдают по ставкам без оглядки на законодательные ограничения."Псевдолизинговые компании выкупают за наличные у клиентов машины по заниженной стоимости, а затем отдают их этим же людям якобы в финансовую аренду, а фактически - до момента возврата займа и процентов по нему. В отличие от легального потребительского кредита под залог транспортного средства, в случае, если заемщик перестает выполнять обязательства по займу, то разница в стоимости имущества после реализации и размера займа клиенту не возмещается, - подчеркивают в ЦБ. - Работа по купированию проблемы возвратного лизинга ведется совместно Генеральной прокуратурой, Росфинмониторингом и Банком России. При экспертной поддержке мегарегулятора сложилась судебная практика, по которой такая схема квалифицируется как завуалированное предоставление займа".Кроме того, против таких компаний инициируются административные меры за незаконное предоставление потребительских кредитов и за нарушение законодательства о рекламе. Чтобы снизить риски вовлечения в незаконную деятельность, Банк России добавляет информацию о таких компаниях в предупредительный список, который публикуется на официальном сайте."Банк России также рекомендовал банкам при наличии оснований применять к компаниям из списка "антиотмывочные" меры, вплоть до ограничения операций по счетам", - указали в ЦБ.При возвратном лизинге клиент продает свое имущество, а затем уже получает его обратно в лизинг (в обычном лизинге он новое имущество покупает, точнее, его покупает лизингодатель и дает в пользование с возможностью выкупа). Человек может получить деньги и продолжать ездить на машине, жить в квартире, но право собственности переходит к лизингодателю (как и в обычном лизинге). И только при выполнении всех условий договора в конце его срока актив возвращается в собственность.Возвратный лизинг с физлицами просто не должен существовать, потому что это нелогично. Для них это "просто людоедство, а не формат сделки", говорят в Народном фронте."Мы вынуждены сказать, что реального прогресса в борьбе с возвратным лизингом мы не зафиксировали. У нас есть стабильный пул обращений, связанных с возвратным лизингом. Он все эти годы есть, он не на очень высоком уровне, но существует. И возвратный лизинг действительно нарушает интересы потребителей. И мы просто видим, что тренд надо ломать", - рассказала "РГ" Алла Храпунова, заместитель руководителя проекта Народного фронта "За права заемщиков".В своих обращениях Народный фронт видит, что компании из черного списка ЦБ годами работают и оформляют договоры возвратного лизинга. Поэтому там видят решение в том числе в более строгом законодательном регулировании этого сегмента."У нас большое количество обращений, связанных с автомобилями. Это самая больная история, когда человек думает, что берет займы под залог автомобиля. Например, он привозит свою машину, иностранную иномарку, ему выдают 300 тыс. руб. - отмечает эксперт. - А что делают нелегалы? Они эти 300 тыс. дадут человеку. Но через десять дней человек выйдет с торгового центра на площадку, а там не будет его автомобиля, потому что это особый договор куплипродажи. Потом якобы этот автомобиль передается в лизинг. То есть получается, мошенники за 300 тыс. изымают автомобиль".Договоры составлены таким способом, что любое нарушение со стороны потребителя, даже, например, выезд на 1 км за пределы города, дает компании возможность изъять автомобиль. Есть и примеры, когда договором разрешено погашать только через сайт, на котором постоянно появляется ошибка или ведутся технические работы. Человеку просто не дают возможности этот долг погасить вовремя.Экономически эта схема идет к тому, чтобы автомобиль все-таки продать. И поэтому там начинается огромное число махинаций с неработающим сайтом, с просрочками, с огромными штрафами, пояснил "Российской газете" Эльман Мехтиев, генеральный директор Ассоциации развития финансовой грамотности.Сегмент не поднадзорен Банку России и не попадает под финансовые услуги формально. И поэтому там никакие правила не работают: ни ограничение размера штрафов, ни ограничение максимальной переплаты, добавил эксперт."Эти компании действуют фактически в рамках закона, но их задача - уйти от традиционных ограничений на кредитном рынке. Это почти фиктивная сделка", - пояснил Мехтиев.Источник: Российская газета: https://rg.ru/2025/10/15/sehali-v-ten.html