Михаил Михайлович Сперанский родился 12 января 1772 года в селе Черкутино Владимирской губернии.
В первую очередь М.М.Сперанский получил призвание благодаря своим заслугам на поприще государственной реформаторской деятельности. Одним из ключевых направлений работы являлось преобразования системы органов государственной власти, а также создание комплекса государственных законов.
Однако помимо законотворческой деятельности Михаил Михайлович основательно занимался исследованием финансовой системы Российской Империи. Переосмысливая события двухсотлетней давности, можно обнаружить, что реформы государственной власти совпали с началом бурного развития финансовой мысли в России. Случайное ли это совпадение или закономерное следствие деятельности Сперанского? Роль М. М. Сперанского как реформатора российской государственности в аспекте финансовых преобразований, развития финансовой мысли и является предметом данного доклада.
В записях за 1809 г. можно найти следующее толкование финансов: "публичная економия,... есть народная промышленность и финансы". Как можно понять, речь идет, говоря современной терминологией, об экономике общественного сектора, одна из частей которой называется М. М. Сперанским "финансы". Финансы понимались им как подсистема государственной системы [2].
Именно в неподобающем устройстве финансов М. М. Сперанский видел главную причину государственного и экономического кризиса. Поэтому основной задачей являлось составление "определенного и твердого" плана финансов. Данный план был составлен Сперанским в кратчайшие сроки - за 2 месяца. Результатом двухмесячного труда стал знаменитый "План финансов" 1810 года, включавший 238 статей.
"План финансов" состоял из двух частей: I - устройство финансов на 1810 год; II - устройство их на будущее время. Часть I включала два отделения: в первом описывались причины, определяющие принятие мер, предлагаемых в Плане; во втором были изложены сами меры и способы их реализации. Часть II содержала четыре отделения: расходы; приходы; систему монетную и кредитную; управление.
М. М. Сперанский пишет: "Главное расстройство в финансах есть несоразмерность расходов с приходами". Первое, на что обращаем внимание, - это то, что доходы называются "приходом", а дефицит и профицит М. М. Сперанский называл "недостаток" и "излишества". Второе, что следует из этих высказываний, - это предположение, что финансы отождествляются с бюджетом. Термин "бюджет" Сперанский не употреблял, вместо него он указывал "смета".
В своей работе М.М. Сперанский выделил наиболее актуальные финансово-бюджетные проблемы, а также предложил пути их решения. Как уже было сказано выше, основным расстройством финансов Михаил Михайлович считал несоразмерность расходов доходам. Их соответствие восстанавливается двумя способами: сокращением расходов и приумножением доходов. В частности, им предлагалось установить принцип рационального расходования средств, согласно которому необходимые расходы следует сохранить, полезные - отложить, а излишние - полностью прекратить.
Определение расходов есть первая и самая существенная операция в финансах, утверждал Сперанский. Итак, классификация расходов, согласно его теории, состоит в следующем. I разряд - расходы общегосударственные обыкновенные:
1) необходимые;
2) полезные;
3) избыточные;
4) лишние;
5) постоянные;
6) переменяющиеся.
II разряд - расходы губернские, III разряд - расходы уездные, IV разряд - расходы волостные: подразделяются аналогично [3].
В итоге М.М. Сперанский составляет четыре разряда расходов обыкновенных и столько же чрезвычайных. Эти восемь разрядов представляют общие рамки классификации, в которой размещаются все подробные статьи государственных расходов. Аналогично, в настоящее время, с учетом положений Бюджетного кодекса Российской Федерации, используется группировка расходов бюджетов бюджетной системы, отражаемая в структуре кода бюджетной классификации расходов бюджетов. Данная классификация отражает направление бюджетных средств на выполнение федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (муниципальными органами) и органами управления государственных внебюджетных фондов основных функций, решение социально-экономических задач.
Что касается классификации государственных доходов по Сперанскому, можно провести аналогию с современным Бюджетным Кодексом РФ, в котором приведена схожая структура [1].
Таблица 1. Сравнительный анализ классификации доходов по М.М.Сперанскому и современного БК РФ.
Структура доходов по М.М.Сперанскому |
Структура доходов в Бюджетном Кодексе РФ |
Подати и налоги |
Налоговые доходы |
Доходы с казенных капиталов |
Неналоговые доходы (доходы от ценных бумаг, проценты по остаткам бюджетных средств, плата за пользование бюджетным кредитом) |
Доходы с казенной собственности |
Неналоговые доходы (доходы от использования и продажи имущества в государственной собственности) |
Кроме того, Сперанский полагал, что для санации финансов Российской Империи следует увеличить доходы путем совершенствования налоговой системы. В "Плане финансов" были сформулированы концептуальные принципы налогообложения, актуальные и по сей день. В таблице 2 представлено сопоставление современных принципов налогообложения с предложенными Сперанским [4].
Таблица 2. Сопоставление современных принципов налогообложения с принципами М.М.Сперанского
Принципы "правильного" налогообложения М.М.Сперанского |
Современные принципы налогообложения |
Налоги не должны исчерпывать источников внутреннего богатства |
- |
Принцип уравнительного распределения |
Принцип всеобщности и равенства, справедливости налогообложения |
Не должны затрагивать капитал, нужный для произведения доходов, но отделяются от чистых прибытков, т.е. налоги начисляются на чистый доход |
Принцип установления уровня налоговой ставки с учетом фактической способности уплаты налога налогоплательщиком |
Дешевизна взимания правительством, непритеснительность процедура сбора налогов для частных лиц |
Принцип удобства, экономичности системы взимания налогов |
Особую актуальность также имеют предложения Сперанского предоставить государственному бюджету статус закона, обеспечить гласность в утверждении и исполнении бюджета.
Впервые в отечественной экономической литературе М.М. Сперанский в "Плане финансов" отметил явление инфляционной спирали, учет которого был исключительно важен при бюджетном планировании доходов и расходов государства. Он описал это явление так: "Когда сей несчастный круг, в коем цены возвышаются от новых долгов, а новые долги делаются необходимы от возвышения цен, раз заведется, то выйти из него будет почти невозможно, если в середине или при конце его обращения правительство его не остановит. Но остановить его нельзя без сильных мер и без важных пожертвований". С тех пор инфляция в России регулярно принималась в расчет при составлении документов в области экономической политики, например при подготовке реформы налоговой системы после отмены крепостного права в 1861 г.: "Чтобы судить о действительном повышении окладов (т.е. налогов), необходимо принять в соображение то обстоятельство, что наша денежная единица имела различную ценность в различные периоды" [3].
Неоценимо значение работ Михаила Михайловича Сперанского по преобразованию государственного финансового контроля. Сперанский ясно осознавал, что даже хорошо задуманная бюджетная система может функционировать эффективно только при наличии четко организованного контроля. М. М. Сперанский рассматривал контроль исполнения государственного бюджета как главную функцию финансового контроля. Он ставил задачу совершенствования методов контроля, в частности ревизии, и считал необходимым распространить ревизионную деятельность контроля на все виды государственных и местных доходов и расходов, на все звенья государственного аппарата и на всех должностных лиц, вплоть до министров.
В рамках реализации данных предложений Манифестом 25 июля 1810 г ревизия счетов по всем гражданским и военным департаментам была выделена в самостоятельную отрасль государственного управления. 28 января 1811 года было организовано Главное управление ревизии государственных счетов, приравненное к министерству. В его компетенцию входила ревизия доходов и расходов всех казенных средств и надзор за их движением [5].
В целом особую значимость Михаил Михайлович придавал министерству финансов, считая, что все управление финансами должно сосредоточиваться в данном министерстве.
Таким образом, изменения, которые произошли в финансовой системе Российской Империи под влиянием исследований Сперанского, были значительны, его деятельность послужила началом новой эры финансового управления. М. М. Сперанский представил и обосновал государственные финансы как одну из подсистем общественных отношений, внес огромный вклад в развитие отечественной системы государственных финансов. Фактически, в основе "Плана финансов" находилась одна из первых отечественных теорий государственных финансов. Даже само по себе использование термина "финансы" в названии плана свидетельствовало о передовом мышлении Сперанского ввиду узкого распространения в Российской Империи начала XIX века данного понятия.
Впервые бюджет России обсуждался, не одним или двумя лицами, а Государственным советом, Министерством финансов. Труды Сперанского имели целью упорядочить на будущее время доходы и расходы государства, показав, как должны составляться образцовые сметы. Практически все вышеизложенные принципы построения бюджетной и налоговой системы М.М. Сперанского легли в основу Бюджетного Кодекса 1998 года, тем самым нашли свое отражение в современной бюджетной системе РФ.
Подводя итог, можно сказать, что исследования Сперанского являются достоянием России, они имели актуальность не только в то время, но и активно используются по сей день.
Помимо "Плана финансов" 1810 года, М.М.Сперанским был также издан ряд публикаций, таких как:
Список использованных источников:
Романова Анна Валерьевна
к. э. н., доцент
доцент кафедры финансов и кредита Ульяновского государственного университета
Россия, г. Ульяновск
Курушина Дарья Евгеньевна
студентка Ульяновского государственного университета,
г. Ульяновск, Россия
Несостоятельность российской модели экономики в очередной раз была продемонстрирована всего за несколько дней одним отказом от сделки с ОПЕК. Упали цены на нефть, а за ними повалилась и национальная валюта, и это бьет по всем сферам экономики. В таком состоянии мы входим в глобальный кризис, вызванный "черным лебедем" - коронавирусом.
Что в это время делает Центробанк РФ? Лучший в мире руководитель ЦБ куда-то запропастилась, но Банк России в это время сжигает по несколько миллиардов рублей в день, чтобы удержать курс нацвалюты. Но, как видно, не очень-то это помогло. Многим вновь стало очевидно, что проводимая экономическая политика оказывается бессильна при малейшем дуновении кризисного ветра, но как неприкосновенная догма все равно исповедуется руководителями страны.
Известный экономист, академик РАН Сергей Глазьев на днях выступил на специальной сессии Московского экономического форума, он уверен, что у России есть все возможности, чтобы не только пережить надвигающийся кризис, но и улучшить экономику в целом. Он напомнил, что мир сейчас находится в периоде смены технологических и мирохозяйственных укладов, который отличается как раз депрессивными тенденциями, обусловленными тем, что не работают ни прежние технологические траектории, ни прежние институты управления.
Как следствие рождается новая система управления экономическим развитием, блестящим образцом которой можно назвать прежде всего Китай. И именно там, в Юго-Восточной Азии, где сформирована принципиально новая модель управления экономическим развитием, будет формироваться центр развития глобальной экономики, уверен ученый. У нас же совсем иная ситуация:
"Мы сегодня живем в постиндустриальную эпоху, потому что была перед нами индустриальная эпоха, которая определялась крупными производствами, гигантскими корпорациями. Они бы не могли появиться на свет, если бы деньги были, как в нашей стране сегодня, каким-то фетишем. Центральный банк нас отбросил куда-то в 19 век, когда государство еще не умело создавать деньги".
Иными словами в ЦБ и других финансовых ведомствах России сидят люди, которые не понимают, что деньги должны работать на рост экономики, а не просто складироваться где-то в заначке. Опять же Сергей Глазьев привел исторический пример - никакой индустриализации в СССР не могло было быть, если бы такие руководители заправляли в тогдашнем Госбанке, они выстраивают денежную политику только в сторону высасывания денег из экономики под предлогом борьбы с инфляцией. А после этого выводят деньги за границу и, по сути, уже делая РФ донором мировой финансовой системы.
"Мы видим примеры экономических чудес за последние 50 лет. Каждое новое экономическое чудо сопровождается более высокими темпами роста инвестиций. И каждая страна, которая идёт по пути догоняющего развития, переходя на опережающее развитие, совершает инвестиционный рывок. Ресурсы, как я говорил, у нас имеются, но у нас колоссальный вывоз капитала, который продолжается. С одной стороны, наши денежные власти позволяют вывозить деньги всем желающим, хотя доходность на мировых рынках ниже, чем на нашем. С другой стороны, ЦБ искусственно поддерживает высокую процентную ставку, на финансовом рынке доходность сегодня в три раза выше, чем должна была бы быть исходя из объективных показателей российской финансово-экономической системы, и это делается в интересах финансовых спекулянтов", - утверждает Сергей Глазьев.
Экономист выделил несколько выгодоприобретателей от такой экономической политики:
американские хедж-фонды, в интересах которых работает финансовый регулятор;
это крупные государственные банки, которые фактически работают на максимизацию доходов своего руководства;
те, кто торгует сырьем - они же и выводят деньги за границу.
В результате экономика РФ работает в половину мощности. Промышленное производство может быть увеличено в 2-3 раза, нужно лишь научиться пользоваться деньгами - вкладывать их в кредитование и привлечение инвестиций, уверен ученый. Он также напомнил, что уже давно обсуждается стратегия долгосрочного развития экономики, но, видимо, догмы нерушимы?
Стратегия долгосрочного развития, о которой в Академии наук многократно говорили и предлагали, включает в себя пять составляющих.
Первое - это опережающий рост нового технологического уклада, который сегодня обеспечивает технологическую революцию в мире, он растёт в среднем до 35% процентов в год по разным направлениям. Это нано-, инженерные информационные и коммуникационные аддитивные цифровые технологии.
Динамическое навёрстывание в таких сферах, которые близки к передовому технологическому уровню, и им нужны только государственные инструменты.
Это углубление переработки сырья. Прежде всего нефтехимия, газохимия.
Четвёртое направление - это единственное, которым занимается правительство сегодня, так называемое догоняющее развитие.
Наконец, пятое направление - это повышение инновационной активности, где возможностей очень много, о чём говорит огромная утечка умов.
И по каждому направлению есть конкретные примеры: это и нефте- и газохимия, которая в целом не может обойтись без кредитования. Тут и авиационная промышленность, которая стагнирует в течение многих лет по той причине, что у государства не хватает ума создать механизм лизинга российских самолётов. Вместо того, чтобы поддерживать своего товаропроизводителя, мы даём льготы по НДС и по импортным пошлинам, не берём даже налога на имущество с иностранных самолётов. В итоге налогообложение отечественных производителей самолётов в три раза выше, чем импортных аналогов. Тут же и импорт технологий и промышленной сборки, где иностранные инвесторы сами за нас делают то, что мы могли бы сделать и без них, но мы не желаем этого делать. Ну и конечно, "отток мозгов" за рубеж - уже давно налаженный процесс по налаженным каналам крупными иностранными корпорациями.
И в очередной раз Сергей Глазьев напомнил, что основная проблема стагнации в том, что Банк России работает в интересах финансовых спекулянтов. Однако, не стоит забывать и про нефть - падение ценника тоже было выгодно некоторым властным кругам:
"Это выгодно тем людям, которые в Правительстве отчитываются за формирование доходной части государственного бюджета, потому что в их воображении чем ниже курс - тем больше будет от нефтяных поступлений, и за одну и ту же нефть они получат больше денег, чем получили бы при высоком курсе. А поскольку половина бюджетных доходов формируется за счёт пошлин на нефть, то у них такая логика - ничего страшного, нефть упала, ну пускай и рубль упадёт на столько же. А с другой стороны, если вы не вводите валютные ограничения, то у вас нет возможности воспрепятствовать спекулянтам играть против рубля. У нас две трети финансового валютного рынка - это иностранцы. Они по команде из Вашингтона легко могут обрушить наш курс как угодно, если ЦБ не обеспечивает стабильность курса".
Завершая свое выступление, Сергей Глазьев назвал главную причину, почему ничего не меняется. Ученый уверен, что для улучшения экономики у страны есть все необходимые ресурсы даже в условиях низкой цены на нефть и слабого рубля. Нет только главного ресурса, о котором не раз говорили на всех уровнях - политической воли:
"Что делать, теоретически понятно. Понятно, кто нам мешает это сделать, какие экономические интересы препятствуют изменению экономической политики. И преодолеть эти интересы непросто".
Автор:
Евгений Иванов
Источник: https://www.nakanune.ru/articles/115936/