ЦБ решил защитить банковских клиентов от навязывания услуг "паспортами" 
Банк России хочет, чтобы при продаже страховок или инвестпродуктов банки письменно информировали потребителей об условиях и рисках вложений в новый инструмент. Так ЦБ рассчитывает победить навязывание услуг и мисселинг Что изменят паспорта продуктов санкции за мисселинг "зависят от тяжести, повторности, устранимости нарушений". "На текущем этапе сложно сказать, в каких случаях и в каких объемах будет предоставляться информация финансовыми организациями", - отмечает президент Национальной финансовой ассоциации Василий Заблоцкий. Ограничения для кредитных организаций будут жесткими, предполагает директор департамента розничных рисков банка "Зенит" Александр Шорников. "Потребуется много времени, чтобы рынок и регулятор достигли баланса в раскрытии условий сложных продуктов", - добавляет он.Как Банк России борется с навязыванием услуг В феврале 2020 года глава ЦБ Эльвира Набиуллина заявила, что на банковском рынке назрела необходимость законодательно закрепить правила продажи финансовых услуг. "Увы, мы так и не увидели большой заинтересованности рынка в установлении прозрачных продаж. Поэтому мы планируем обсудить с законодателями вопрос наделения Банка России правом устанавливать правила продаж, которые отвечают задачам противодействия мисселингу, навязывания допуслуг, сокрытия существенной информации", - поясняла она.Удастся ли победить мисселинг По данным ЦБ в январе-сентябре 2020 года более половины продаж страховых продуктов (51,7%) осуществлялось через банки. Комиссии, которые получают кредитные организации за посредничество, растут, за девять месяцев банки заработали на продаже страховок 98,9 млрд руб. , - отмечает Скворцов. Ужесточение правил продаж приведет к потере части этого дохода, считает эксперт."Понятно, что у банков возникнут некие технические и финансовые затраты на внедрение новой практики, но они небольшие. Рынок это не обрушит", - оценивает Войлуков. Снизятся и объемы продаж, и их маржинальность, считает Шорников. В крупных банках инициативу ЦБ тем не менее поддерживают. В ВТБ, Московском кредитном банке, Совкомбанке, Райффайзенбанке, а также банках "Дом.РФ" и "Зенит" считают, что новый подход повысит прозрачность продаж, следует из ответов их представителей на запросы РБК.Источник: https://www.rbc.ru/finances/10/12/2020/5fd0e7979a7947645ce36a59