| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Андрей Алексеевич ИсаевАвтор: Козоногина Елена Витальевна Студентка СГТУ имени Гагарина Ю.А. Профессионально-педагогического колледжа e-mail: elenakozo@mail.ru Научный руководитель: Ильина Марина Вячеславовна,
Андрей Алексеевич Исаев и его теория налогообложенияАннотация: Доклад посвящен вкладу в развитие отечественной финансовой науки Андрея Алексеевича Исаева (1851-1924), российского экономиста и финансиста, автора учения о теории и политики налогов. Рассматривается разработанная им методика измерения тяжести налогообложения. Кратко указываются условия необходимые для определения налоговой нагрузки, и представлены способы, предложенные А.А. Исаевым для обеспечения финансовой справедливости и экономического роста РСФСР. 1. Введение в научную биографию А.А. Исаева Исаев Андрей Алексеевич, экономист и финансист, сторонник классической теории политической экономии, родился 19 (31) октября 1851 года в Суражском уезде Черниговской губернии, в купеческой семье в имении Новомезиричах; по другим данным — в поселке Клинцы, в семье потомственного почетного гражданина. После окончания с золотой медалью 5-й Московской гимназии он подал заявление на юридический факультет в Москве. Через год он перешел на юридический факультет Императорского Санкт-Петербургского университета, который окончил в 1873 году со степенью кандидата юридических наук. Затем он учился в Лейпцигском университете под руководством Рошера и Гейдельбергском университете под руководством Книса. В 1875 году Исаев поступил на службу в Московский Земский губернский комитет, изучая ручные работы Московской губернии, позже он начал изучать кустарную промышленность и кооперативы в Германии, Франции и Швейцарии. В 1879 году Исаев был назначен на кафедру политической экономии и финансового права в Ярославском Демидовском юридическом лицее, и в течение этого года он защитил диссертацию Санкт-Петербургском университете ("Промышленное партнерство Франции и Германии") на соискание ученой степени магистра политической экономии. В 1881 году он защитил докторскую диссертацию в Санкт-Петербургском университете, а в 1884 году стал ординарным профессором. После переезда в Санкт-Петербург в 1888 году Исаев начал читать лекции по политической экономии в Петербургском университете, в качестве частного помощника и занял пост президента в области полицейского права в Александровском лицее. С 1889 года Исаев был председателем отдела ремесел и промышленности ремесленного общества по содействию русской промышленности и торговле. В 1890 году по инициативе Исаева было создано "Общество помощи нуждающимся переселенцам", где он был товарищем председателя. В 1889-1904 годах он читал лекции в Париже и Брюсселе, в 1911-1912 годах в психоневрологическом институте Санкт-Петербурга. Он был близок к легальным марксистам и вполне благожелательно встретил Февральскую и Октябрьскую революции в 1917 году. В советское время он продолжал исследования и обучение. 2. Теория налогообложения и методика измерения тяжести налогообложения А. А. Исаева Андрей Алексеевич Исаев играет важную роль в систематизации теоретических проблем налогообложения. Основные интересы А. А. Исаева были в области описательной экономической и экономической политики. Основная часть - "начало политической экономии" (1908), "Очерк налоговой теории и политики" (1887). В "Очерках теории и политики налогообложения" подробно проанализированы теоретические основы налогообложения, проблемы справедливости в налогообложении, налогообложения и проблемы воспроизводства налога как системы, а также начала фискального управления. А. Исаев дает следующее определение налога: «Налоги суть обязательные денежные платежи частных хозяйств, служащие для покрытия общих расходов государства и единиц самоуправления». Это определение четко определяет ключевые особенности обязательного поступления налога в казну. При решении теоретических проблем налогообложения он уделял большое внимание доктрине справедливости в налоговой политике. Он указал, что при рассмотрении этой проблемы необходимо определить, кто должен платить налоги и как добиться выравнивания в распределении налогов между плательщиками. Он считал, что налоги должны уплачиваться всеми физическими лицами, пользующимися широкими преимуществами участия в общественной сфере, а также юридическими лицами, способствующими обогащению ее членов и удовлетворению всех ее интересов. Они попытались провести различие между налогооблагаемыми лицами по категориям. В теории налогообложения А. Исаев четко придерживается идеи освобождения от уплаты от налогов малых доходов, а также целесообразности введения прогрессивного налогообложения. «Справедливым может считаться только прогрессивное обложение», - подчеркнул он. Это особенно важно в ситуации, когда Государственная фискальная политика уже не руководствуется только финансовыми соображениями, а рассматривает налоги как средство изменения фундаментального улучшения современной экономической жизни. А. А. Исаев подробно рассмотрел теоретические проблемы, связанные с налоговыми трансфертами. Условия, влияющие на переводные операции, были сведены к следующим группам: - причина существования по финансовому праву; - эмблема, вытекающая из системы этой социальной системы. Законодатель может в значительной степени инициировать процесс передачи или предотвратить его возникновение. Влияние государства в первую очередь влияет на размер налога. Если налоговая ставка низка по сравнению с доходом плательщика, то фактически никакого перевода не происходит. С повышением налоговых ставок желание перемен возрастает. Особенности перечисления в отношении отдельных групп налогов рассматриваются отдельно. Таким образом, перенос налогов на производство выражается в том, что каждый производитель хочет установить уровень цен на реализацию продукции или на оказание персональных услуг путем предоставления определенного дохода после уплаты налога. Возможность перечисления прямых налогов зависит от следующих условий: - род потребности, которую удовлетворяет продукт или услуга; - конкуренция; - возможность создания монопольной цены. В случае налога на потребление передача зависит от следующих условий: характера потребности, удовлетворяемой облагаемым лицом, и ставки налога. Проведя анализ трансферта налогов в различных сферах, А. А. Исаев принял следующие выводы : - переложение имеет место по отношению к налогам на производство и потребление; не осуществлялся по отношению к отдельным налогам на обращение; - процесс перевода, начиная с плательщика, проходит от него через ближайшую область к более удаленной среде. Любой налог, взимаемый своим собственным способом, с учетом многих местных условий, должен быть депонирован в тех группах, которые являются наименее устойчивыми; - продолжительное существование налога ведет к тому, что переложение производит определенные формы и что сам налог замораживается; - освобождение от налогообложения не устраняет разницу в налоговой нагрузке на граждан, облагаемой прогрессивным налогообложением. Не утратили смысла и обращения А. А. Исаевой к определению налогового бремени, или «тягости налогов». А.А. Исаев разработал методику измерения тяжести налогообложения, отвергая произвольные вычисления П. Леруа-Болье и простоту воззрений Л. Штейна. А.А. Исаев подошел к решению вопроса тяжести обложения исходя из размеров потребностей массы народа и из целей, на которые затрачиваются налоги. Он представил в таблице (1) шесть условий (элементов), состоящих из трех рядов, «знакомство с которыми позволит решить вопрос о степени тяжести налогов»[5]. Таблица 1 Условии для исчисления тяжести налогообложения
А.А. Исаев установил взаимосвязи и зависимости между условиями рядов. От условий второго и третьего рядов зависят повышение уровня потребностей народа, т.е. рост уровня его благосостояния. На рост потребностей народа оказывает влияние опережение роста народного дохода по сравнению с ростом народонаселения. При его равномерном росте требуется распределение народного дохода в пользу бедных. Конечные факторы, от которых зависит повышение потребностей, образуют третий ряд. Во-первых, степень возрастания производительности труда определяет темпы увеличения общественного дохода. Во-вторых, перемены в распределении национального дохода А.А. Исаев связывал с вмешательством государства в экономические отношения. «Если в правовой порядок вносятся такие начала, которые благоприятствуют беднейшим гражданам, содействуют более равномерному распределению общественного дохода, то потребности массы населения могут повышаться даже и при неизменной производительности труда и равномерном росте населения и дохода». С точки зрения А.А. Исаева, чем богаче вся масса народа, тем меньше тяжесть налогообложения для него, т.е. А.А. Исаев теоретически устанавливает обратную зависимость между динамикой роста народного благосостояния и тяжести налогообложения. На основе тщательного изучения мнений экономистов был сделан вывод о том, что при определении налоговой нагрузки необходимо учитывать следующие условия: - конкретные цели, для которых используются налоги; - взаимосвязь между ростом населения и увеличением государственных доходов; - конкретные изменения в распределении государственных доходов; - рост производительности труда; - природа внутренней политики. Сравнивая степень тяжести налогов в разных странах, он обнаружил, что наиболее налогоспособной страной является та, в которой: - государственные доходы растут быстрее роста населения и распределяются равномерно; - производительность труда растет достаточно быстро. А. А. Исаев подробно рассмотрел налоговые системы, их классификацию и развитие на примере отдельных стран. Он был сторонником приоритета развития прямых налогов и постепенной ликвидации косвенных налогов, мотивируя это тем, что развитие прямых налогов должно позволить каждому налогоплательщику иметь четкое и ясное представление о тяжести налога. Еще одним преимуществом является относительное ценообразование прямых налогов. Она считает, что прямые налоги оказывают меньшее давление на малообеспеченных граждан и малый бизнес из-за отсутствия нерегулируемой передачи налогов. Последнее преимущество-достаточность и мобильность прямых налогов. Особенно интересны аргументы, выдвинутые А. А. Исаевым относительно разработки механизма совершенствования налоговой системы. Он подчеркнул, что для обеспечения финансовой справедливости и экономического роста необходимо сделать следующее: - не резервировать затраты на надлежащую организацию статистических обследований для целей налогообложения ( переписи населения, совершенствование кадастров); - совершенствовать налогового администрирования с целью предотвращения удержания части налогов; - пропагандировать привычки своевременно платить налоги гражданам. Реклама
|
|
|
|