| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Теодор Уильям Шульц (1902 - 1998)Автор: Ефимова Юлия Дмитриевна Научный руководитель: Глотова Наталья Ивановна Алтайского государственного аграрного университета г. Барнаул, 2020 Теодор Уильям Шульци его концепция человеческого капиталаАннотация: Доклад посвящен вкладу в развитие отечественной экономической науки Теодора Уильяма Шульца (1902-1998), автора концепции человеческого капитала. Рассматривается значение теории человеческого капитала на сегодняшний день, в том числе путем сравнения с учениями других экономистов. Обоснованы перспективы дальнейшего применения концепции человеческого капитала как основы формирования финансовых активов индивида в условиях цифровой экономики. Ключевые слова: Теодор Уильям Шульц, человеческий капитал, инвестиции, образование, здоровье, культура. 1. Введение в научную биографию Т.У. Шульца Проблемы формирования рабочей силы, ее превращения в человеческий капитал и его роли в производстве издавна волновали экономистов. Первую попытку оценить человеческий капитал сделал еще один из основателей классической политической экономии Петти. Рост роли человеческого фактора в производстве в условиях развертывания современной НТР (Научно-техническая революция) способствовало формированию и развитию теории человеческого капитала в 60-х годах XX века. Её учредили известные неоклассики Теодор Шульц и Гэри Беккер, а затем в рамках теории производственных функций развивали Кендрик, Денисон и другие. Теодор Уильям Шульц (англ. TheodoreWilliamSchultz, 30 апреля 1902, Арлингтон, штат Северная Дакота - 26 февраля 1998, Эванстон, штат Иллинойс) - американский сельскохозяйственный экономист. Лауреат Нобелевской премии 1979 года "за новаторские исследования экономического развития в приложении к проблемам развивающихся стран". Руководитель Чикагской школы экономики. Шульц родился в 1902 г. в Арлингтоне, штат Северная Дакота, в немецком фермерском поселении, и изучал экономику сельского хозяйства в Колледже штата Северная Дакота, где и получил степень бакалавра (1926 г.). После окончания аспирантуры Висконсинского университета он получил там сначала степень магистра (1928 г.), а затем и доктора (1930 г.). Шульц начал свою педагогическую карьеру в Колледже штата Айова, где ему удалось привлечь к изучению экономики сельского хозяйства и социологии села большую группу блестящих молодых экономистов. Став в 1943 г. профессором Чикагского университета, Шульц в течение последующих десяти лет опубликовал четыре, имевшие исключительно важное значение книги, посвященные американским сельскохозяйственным программам, и в том числе базовый учебник по экономике сельского хозяйства "Экономическая организация сельского хозяйства" (TheEconomicOrganizationofAgriculture, McGraw-Hill, 1953). Вторым широко известным учебником Шульца является учебник по экономике образования - "Экономическая ценность образования" (TheEconomicValueofEducation, ColumbiaUniversityPress, 1963), вслед за которым вышла в свет книга "Преобразование традиционного сельского хозяйства" (TransformingTraditionalAgriculture, YaleUniversityPress, 1964; Arno, 1976) - его основной труд, посвященный сельскохозяйственному сектору экономики третьего мира. По мнению Шульца, фермеры развивающихся стран - "рациональные экономисты", и их очевидное нежелание вводить какие-либо новшества проистекает из неуверенности в том, что они принесут экономическую выгоду, а деятельность многих правительств стран третьего мира в кредитной сфере и их дискриминационная ценовая и фискальная политика лишь усугубляют эту неуверенность. Такие книги, как "Экономические кризисы в мировом сельском хозяйстве" (EconomicCrisesinWorldAgriculture, UniversityofMichiganPress, 1965), "Экономический рост и сельское хозяйство" (EconomicGrowthandAgriculture, McGraw-Hill, 1968) и "Искажение стимулов в сельском хозяйстве" (DistortionofAgriculturalIncentives, IndianaUniversityPress, 1978), редактором которой был Шульц, свидетельствовали о его постоянном интересе к сельскому хозяйству бедных стран. Основная мысль автора, красной нитью проходящая через все эти книги, заключается в следующем: бедственное положение сельского хозяйства стран третьего мира является по большей части результатом проурбанистического планирования развития, характерного для стран Азии, Африки и Латинской Америки, в которых программы быстрой индустриализации и замещения импорта неизбежно обрекают сельскохозяйственный сектор на производство, соответствующее прожиточному минимуму. Публикация книги "Инвестиции в человеческий капитал: роль образования и исследований" (InvestmentinHumanCapital:TheRoleofEducationandResearch, TheFreePress, 1971) ознаменовала собой возврат Шульца к теории человеческого капитала, но на этот раз в сочетании прикладных и теоретических исследований [11]. Его активное участие в организации и проведении научных конференций запечатлелось в редакторской работе и соавторстве в таких фундаментальных книгах, как "Инвестиции в образование: дилемма равенства и эффективности" (InvestmentinEducation:TheEquity-EfficiencyQuandary, UniversityofChicagoPress, 1973), "Новый экономический подход к рождаемости" (NewEconomicApproachestoFertility, UniversityofChicagoPress, 1973) и "Экономическая теория семьи: брак, семья, человеческий капитал и рождаемость" (EconomicsoftheFamily: Marriage, Family, HumanCapitalandFertility, UniversityofChicagoPress, 1974) [6]. К более поздним публикациям Шульца относятся: - "Восстановление экономического равновесия: человеческий капитал в современной экономике" (RestoringEconomicEquilibrium:HumanCapitalintheModernizingEconomy, BasilBlackwell, 1990); - "Источники возрастающей отдачи" (Origins of Increasing Returns, Basil Blackwell, 1993). 2. Учение Т. Шульцаитеория человеческого капитала Данное направление институциональной теории получило развитие в работах коллеги Т. Шульца по Чикагскому университету Г. Беккера, который издал в 1964 г. работу "Человеческий капитал". Г. Беккер характеризует человеческий капитал как некоторую совокупность знаний, полученных в учебных заведениях, уровня квалификации, умений и навыков, физических способностей человека, состояния здоровья. Кроме того, понятие человеческого капитала охватывает такие стороны социальных характеристик населения страны, как моральные и нравственные установки человека, а также религиозные верования, общепринятые представления о естественном и социальном мироустройстве [3, 4]. Построение моделей экономических субъектов с позиций теории человеческого капитала базируется на основном методологическом принципе неоинституционального направления экономической мысли, на представлении о рациональном характере поведения таких субъектов. Именно с этих позиций рассматривается поведение родителей, вкладывающих средства в образование и заботу о здоровье детей. Исходным является предположение, что принятие решений о вложениях в человеческий капитал совершается таким же образом, как и принятие решений об осуществлении обычных инвестиций в капитал компании [8]. Родители вполне рационально или неосознанно делают межвременные сопоставления нынешних издержек и будущих доходов от таких вложений. Последовательное осуществление таких сравнений требует сравнения предельной нормы отдачи вложений в человека с другими возможными направлениями инвестирования этих средств, которые, вообще говоря, регулируются ставкой банковского процента. Однако было бы слишком оптимистичным предположить, что родители совершают точные расчеты и составляют детальные прогнозы будущих результатов от своих вложений, обосновывая принятие решений. Скорее всего, такие решения принимаются на основе интуитивных представлений о будущих благах для себя и своих детей. Рационально действующие родители посредством таких сравнений делают выбор сферы будущей деятельности своих детей, желаемого уровня образования. Более того, выбираются конкретные учебные заведения для поступления. Таким же образом ведут себя сами лица, делающие выбор между альтернативными способами долгосрочных вложений имеющихся накоплений и доходов. В качестве таких альтернатив могут выступать улучшение жилья, приобретение товаров длительного пользования, автомобилей, расходы на отдых или же продолжение образования, повышение квалификации, освоение новых профессий. В качестве одного из видов расходов в случае выбора в пользу повышения образования является временная потеря части или всех доходов субъекта, принявшего решения в пользу повышения своего уровня образования [2]. Аналогичным образом может моделироваться поведение руководителей организаций, государственных учреждений, осуществляющих вложения в преумножение человеческого капитала в своих работников. Для государства в целом инвестиции в увеличение и развитие человеческого капитала приносят отдачу в форме приращения валового внутреннего продукта страны [1, 10]. Используя методологию неоклассической экономической теории, можно сопоставить различные направления инвестирования. Недостаточная величина инвестиций в определенный вид накоплений - капитала (запасов) - находит свое проявление в высокой норме доходности этих инвестиций. Низкая норма доходности имеет место в случае избыточного инвестирования в определенный вид капитала или в некоторую отрасль деятельности. Проведенные исследования на основе накопленных статистических данных и выполненные расчеты доходности вложений в человеческий капитал позволили Г. Беккеру получить вполне достоверные результаты. Население разбивалось на группы в соответствии с уровнем образования. Для этих групп определялся уровень пожизненных доходов. Расходы на образование, кроме самой платы за обучение, включали в себя снижение или потерю доходов на время обучения, которые рассматривались в качестве альтернативных издержек. Итогом этих расчетов явились выводы, состоящие в том, что уровень доходности от вложений в образование кратно превышает доходность от вложений в физический капитал компаний, составляя 10-15%. В связи с этим, человеческий капитал подразделяется на: - общий человеческий капитал - знания, умения, навыки, которые могут быть реализованы на различных рабочих местах, в различных организациях. - специфический человеческий капитал - знания, умения, навыки, которые могут быть использованы только на определенном рабочем месте, только в конкретной фирме. - человеческий интеллектуальный капитал - капитал, воплощенный в людях в форме их образования, квалификации, профессиональных знаний, опыта [9]. Таким образом, проведенные исследования характеризуют под человеческим капиталом в экономике имеющий у человека запас знаний, здоровья, навыков, опыта, которые используются индивидом для получения дохода. Человеческий капитал, являясь частью совокупного капитала представляет собой накопленные затраты на общее образование, специальную подготовку, здравоохранение, перемещение рабочей силы [7]. Виды "человеческого капитала" экономисты классифицируют по видам затрат, инвестиций в "человеческий капитал". Так, например, И.В. Ильинский выделяет вследствие этого следующие составляющие: капитал образования, капитал здоровья и капитал культуры. Таким образом, по его мнению, формула человеческого капитала принимает следующий вид: ЧК = Кз + Кк + Ко, где ЧК - человеческий капитал; Ко - капитал образования; Кз - капитал здоровья; Кк - капитал культуры. Капитал здоровья представляет собой инвестиции в человека, осуществляемые с целью формирования, поддержания и совершенствования его здоровья и работоспособности. Капитал здоровья является несущей конструкцией, основой для человеческого капитала вообще. Инвестиции в здоровье, его охрана, способствующие сокращению заболеваний и смертности, продлевают трудоспособную жизнь человека, следовательно, и время функционирования человеческого капитала. Состояние здоровья человека - это его естественный капитал, часть которого является наследственной [5]. Другая часть является приобретённой в результате затрат самого человека и общества. В течение жизни человека происходит износ человеческого капитала. Инвестиции, связанные с охраной здоровья, способны замедлить данный процесс. Не всякие инвестиции в человека могут быть признаны вложениями в человеческий капитал, а лишь те, которые общественно целесообразны и экономически необходимы. Капитал здоровья является национальным достоянием. Приобретенный капитал образуется в процессе формирования и потребления физических свойств человека, осуществляемом в производственной деятельности. В условиях инновационного производства от человека требуется высокая скорость обработки информации, выносливость, быстрота реакции, скорость принятия решений. Различают два вида человеческого капитала: потребительский, создаваемый потоком услуг, потребляемых непосредственно (творческая и образовательная деятельность); производительный, потребление, которого содействует общественной полезности (создание средств производства, технологий, производственных услуг и продуктов). Человеческий капитал классифицируется по формам, в которых он воплощен: - живой капитал включает в себя знания, здоровье, воплощённое в человеке; - неживой капитал создаётся, когда знания воплощаются в физических, материальных формах; - институциональный капитал представляет собой институты, содействующие эффективному использованию всех видов человеческого капитала. Для характеристики качества человеческого капитала (уровня, качества, количества) используется система показателей. Это показатели - интегральные, частные, социальные (натуральные) и экономические (стоимостные). Стоимость человеческого капитала экономисты определяют как на макро -, так и на микроуровнях. Микроуровень - это стоимость затрат фирмы по восстановлению человеческого капитала фирмы. А именно: - повышение квалификации уже принятых работников; - медицинское обследование; - оплата больничных листов нетрудоспособности; - затраты по охране труда; - добровольное медицинское страхование, оплаченное фирмой; - оплата медицинских и других социальных услуг за работника фирмы; - благотворительная помощь социальным институтам и т.п. Мотивация фирм заключается в том, что доход, получаемый при этом, будет выше, чем произведённые затраты. На макроуровне рассматриваются социальные трансферты, оказываемые населению, как в натуральной, так и в денежной форме, а так же льготное налогообложение, которое является целевыми затратами государства. К таким затратам относятся и затраты домашних хозяйств на сохранение и восстановление человеческого капитала. Накопление человеческого капитала состоит из определённых затрат человека (семьи, фирмы, государства) направленные: - на поддержание здоровья; - на получение общего или специального образования; - на поиск работы; - на профессиональную подготовку и переподготовку на производстве; - на миграцию по зависимым и независимым от человека причинам; - на рождение и воспитание детей; - на поиск приемлемой информации о ценах и заработках и т.п. Общепринято, что для расчета экономической эффективности вложений средств в человеческий капитал необходимо учитывать жизненно важные показатели, характеризующие социально-экономическую обстановку в стране (регионе). Таким показателем выступает валовой внутренний продукт (ВВП) для страны в целом или валовой региональный продукт (ВРП) - для региона. Человеческий капитал оценивается количественно: общее количество людей, количество активного населения, количество студентов и т.д. Качественные характеристики: мастерство, образование и также то, что влияет на работоспособность человека и способствует увеличению производительности труда. Человеческий капитал по Г. Беккеру делится на общий человеческий и специальный человеческий капитал. Общий человеческий капитал создается при обучении в общеобразовательных учебных заведениях: школах, колледжах, университетах. Знания, полученные в этих учебных заведениях, могут быть использованы при работе в различных сферах деятельности, отраслях производства. Эти знания позволяют легко адаптироваться к работе и освоить производственные навыки в разнообразных фирмах, на разных рабочих местах. Специальный человеческий капитал формируется благодаря работе на определенном рабочем месте в условиях деятельности в определенных фирмах. Такого рода знания трудно применить в иных условиях работы - в других фирмах, на других рабочих местах [3]. Такое разделение позволяет объяснить многие особенности кадровой политики и служебных карьер в фирмах, организациях. Обычной практикой является продвижение по служебной лестнице на занятие вакансий вышестоящих должностей из работников фирмы, но не извне. Находит свое объяснение обнаруживаемая корреляция размера заработков и возраста. Также объясняются различия в оплате труда мужчин и женщин. Теория человеческого капитала повлияла на формирование государственной политики в отношении образования. Инвестиции в образование стали рассматриваться как один из наиболее эффективных способов стимулирования роста валового внутреннего продукта. Проведенный анализ показал, что основной заслугой Т. Шульца, на наш взгляд, является то, что он первым в 1961 г. сформулировал основные положения концепции человеческого капитала и ввел этот термин в научный оборот. При этом, хочется отметить, что работы Т. Шульца в области концепции человеческого капитала на сегодняшний день приобретают особую значимость и актуальность. Бесспорно, человеческий капитал это сложный производительный фактор развития экономики и общества, требующий понимания человеческой природы и постоянного совершенствования способностей самого человека за счет инвестиций в его профессиональную специализацию, социализацию, культурное воспитание и среду обитания. В связи с этим нельзя не согласиться с выражением: "без него мы имели бы только тяжелый ручной труд и бедность для всех, кто не имеет дохода с собственности". Сегодня переход общества к цифровой экономике требует особого подхода и наличие определенных знаний, в том числе и в области финансов. В связи с этим, на наш взгляд, уместно рассматривать финансовую грамотность как составляющую человеческого капитала. Финансово грамотный человек - это человек со сформированным экономическим мышлением, способный действовать в ситуации выбора, сознающий собственную ответственность и разделяющий общественные ценности. Таким образом, финансовая грамотность как элемент человеческого капитала - это неотделимая от человека способность сознательно чувствовать в общественном воспроизводстве в качестве инвестора, которая при разумном и ответственном подходе к выбору финансовых инструментов должна генерировать доход или, по крайней мере, обеспечивать финансовую стабильность носителю знаний. 3. Нобелевская мемориальная премия по экономическим наукам Теодор Шульц получил Премию памяти Альфреда Нобеля по экономике за 1979 г. совместно с У.А. Льюисом "за новаторские исследования экономического развития, в особенности применительно к проблемам развивающихся стран". В речи на презентации лауреатов Э. Лундберг, член Шведской королевской академии наук, называл Шульца "первым ученым, обобщившим анализ воздействия инвестиций на производительность в области сельского хозяйства. Шульц и его ученики показали, что американская экономика в течение длительного времени получала более высокий доход от человеческого, чем от вещественного капитала". На протяжении всей своей жизни Шульц сочетал преподавание и научную работу с практическими исследованиями. Где бы он ни был, выполняя задания разного рода или участвуя в работе симпозиумов, он использовал поездки для знакомства с положением местных фермерских хозяйств. "На протяжении ряда лет я часто посещал многие страны с низким доходом, - вспоминал Шульц в автобиографическом очерке. Чтобы узнать то, что я хотел знать, я ездил в сельскую местность и посещал сами фермы". Коллега Шульца по Йельскому университету описывал его как "свободного в своих убеждениях идеалиста, общительного энтузиаста, которого никогда не утомляет преподавательская деятельность". Когда в возрасте 77 лет Шульц получил Нобелевскую премию, он все еще ежедневно ходил пешком в Чикагский университет. Помимо Нобелевской премии Шульц был удостоен в 1972 г. медали Фрэнсиса Уолкера, присуждаемой Американской экономической ассоциацией, и в 1976 г. медали Леонарда Элмхерста Международной сельскохозяйственной экономической ассоциации. Он является членом Американской экономической ассоциации и американской Национальной академии наук, членом-основателем Национальной академии образования и членом Американского философского общества, а также Американской академии наук и искусств. В качестве президента Американской экономической ассоциации в 1960г. Шульц был по приглашению Академию наук в СССР. В 1990 г. в составе большой делегации американских бизнесменов, политиков и ученых он вновь посетил Россию. Шульц занимал посты директора и вице-президента Национального бюро экономических исследований (1949-1967), управляющего Международным центром исследований проблем развития в Канаде, попечителя Совета по народонаселению при Институте текущих мировых проблем и Международной службы сельскохозяйственного развития. Он получил почетные ученые степени от Гриннелл-колледжа и Колледжа (Университета) штата Южная Дакота, Иллинойского, Висконсинского, Дижонского и Чилийского католического университетов, а также университетов штатов Мичиган и Северная Каролина.
Библиография
Источники на русском языке: 1. Брюхов А.М. Научный анализ понятий "человеческий капитал" и "управление человеческим капиталом" // Челябинский гуманитарий. - 2012. - ? 1 (18). - С. 23-26. 2. Зарецкий А.Д., Иванова Т.Е. Труд и капитал: преодоление противоречий за счет развития человеческого капитала // Проблемы современной экономики. - 2014. - ? 3 (51). - С. 75-77. 3. Капелюшников Р.И. Экономический подход Гэри Беккера к человеческому поведению // США: экономика, политика, идеология. - 1993. - ? 11. - С. 17. 4. Карелин И.Ю. От теории человеческого капитала к формированию эффективного социального капитала // Экономика и управление: научно-практический журнал. - 2009. - ? 6 (92). - С. 20-26 5. Майдан Т.Н. Капитал и здоровье как основа человеческого капитала // Вектор экономики. - 2019. - ? 5 (35). - С. 138. 6. Шульц Т. Ценность детей// THESIS. - 1994. - Вып. 6. 7. Экономическая энциклопедия/авт. сост. Н.В. Федоров, Е.Я. Бутко, В.Л. Кураков, А.Л. Кураков и др. - М.: Гелиос АРВ; Чебоксары: Изд-во Чуваш.ун-та. 2010. - С. 307.
Источники на иностранных языках: 1. DessG. G., &Picken, J. C. (2000).Changing roles: Leadership in the 21st century.Organizational Dynamics. - 28 (3) - 18-33. 2. Eromlenko V.V., Popova E.D. Intellectual capital of the corporation: essence, structure, development strategy and management model. Person, society, management, 2012 - No. 2. - Pp. 110 - 122. 3. Wright P. M., Dunford B. B., & Snell S. A. (2001). Human resources and the resource based view of the firm. Journal of Management. - 27. - Pp. 701-721. 4. Schulz T. Investment in Human Capital//The American Economic Review. -1961. - ? 1, March. Реклама
|
|
|
|