16.12.2025
Банк России и Министерство внутренних дел с 1 декабря запустили досудебную процедуру реабилитации клиентов банков, которым заблокировали карты за участие в незаконных операциях с криптовалютой. ЦБ каждый месяц получает десятки тысяч жалоб на эту тему. В Центробанке считают, что большинство попавших под блокировку людей наказаны обоснованно, но видят, что среди них есть и те, кого банки ошибочно записали участниками мошеннических схем.О новом способе снять блокировку с банковских карт сообщил директор департамента информационной безопасности ЦБ Вадим Уваров. "Мы с коллегами из МВД запустили процедуру так называемой реабилитации. Механизм касается тех лиц, которые связаны с продажей и покупкой криптовалюты", - рассказал он на конференции "Антифрод Россия".В основном под блокировку попадают молодые люди в возрасте от 15 до 24 лет, которых мошенники используют в роли дропов. Банки вычисляют их и передают сведения в специальную базу ЦБ с реквизитами мошеннических счетов. Карты им блокируют, а дистанционное обслуживание приостанавливают на неопределенный срок.Кроме дропов под блокировку попадают невольные участники мошеннической схемы "треугольник". Это когда мошенники крадут у одного человека рубли, а затем представляются другому покупателями крипты и расплачиваются за нее ворованными деньгами. В результате человек, легально владевший криптовалютой, но обменявший ее на похищенные средства, становится фигурантом уголовного дела.Люди, попавшие в базу, и раньше имели право обратиться в свой банк либо напрямую в ЦБ с жалобой на необоснованную блокировку. Хотя сотрудники Центробанка рассматривают такие запросы, удовлетворяются они редко. Запуск процедуры реабилитации стал результатом "совершенствования механизмов по выводу из базы", отметил Вадим Уваров."Большинство обращений, которые поступают в Банк России, мы не удовлетворяем. То есть основная масса людей, которые попадают в базу, находится там обоснованно", - подчеркнул он. Более 500 человек в 2025 году обратились в суды с требованием разблокировать свои карты, но лишь в четырех случаях судьи сочли доводы истцов убедительными и указали банкам отозвать блокировку, а всем остальным отказали.По словам Уварова, механизм реабилитации предназначен для лиц, которые полностью уверены в своей невиновности и готовы доказать это сотрудникам МВД. Тогда им разблокируют карты в досудебном порядке. Этим путем в ЦБ рассчитывают "немножко почистить" свою базу со списками мошеннических счетов, но цифры не называют.По данным Центробанка, за первые три квартала 2025 года россияне подали более 170 тысяч жалоб в отношении кредитных организаций, что на 21% больше аналогичного показателя 2024 года. При этом основной рост обращений пришелся на проблемы, связанные с блокировкой счетов и карт.Попавшим под блокировку людям придется лично обращаться в МВД, чтобы "допроситься" и обосновать свою невиновностьВадим Уваров говорит, что ежедневно в ЦБ поступает до тысячи таких жалоб. О том, что банки "перегнули палку" в пылу борьбы с финансовым мошенничеством, ранее говорила и председатель Банка России Эльвира Набиуллина. Во многих случаях банки даже не объясняют клиентам, за что именно заблокировали им карты, заметила глава ЦБ.Теперь Центробанк сам стал предоставлять информацию людям, которые обращаются в ЦБ с жалобами. Так можно выяснить, где были похищены деньги, номер уголовного дела и подразделение МВД, которое его ведет. Именно туда и следует обращаться попавшим под блокировку лицам, чтобы "допроситься" и обосновать правоохранителям свою непричастность к преступлениям мошенников."После всех этих процедур из МВД направляют уведомление в Банк России, что спор урегулирован в досудебном порядке, и предлагают рассмотреть вопрос о выводе из нашей базы", - пояснил Вадим Уваров.Новый порядок разблокировки упрощает решение проблемы добропорядочным россиянам, заявил "РГ" профессор Президентской академии (РАНХиГС) Алексей Войлуков. "Однако остаются и практические сложности: расследование может вестись в другом регионе, и человеку фактически приходится добиваться разъяснений и доказательств своей непричастности на большом расстоянии. В эпоху цифровых сервисов такая ситуация выглядит устаревшей и повышает нагрузку на людей", - отметил Войлуков.Источник: Российская газета: https://rg.ru/2025/12/12/cb-i-mvd-zapustili-reabilitaciiu-klientov-bankov-s-zablokirovannymi-kartami.html