| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Партнёрское предложение ювелирной отрасли Агентство «ВЭП» приглашает экспертов к взаимовыгодному участию в разработке программ допобразования по стандартам ювелирного и ломбардного дела.
1. Юридическая и полифинансовая подготовка кадров Проблема воспроизводства кадров присутствует в любой сфере деятельности. Увы, не является здесь исключением ювелирная отрасль и связанное с ней ломбардное дело. Сегодня фактически лишь небольшое число учебных заведений по всей стране (в основном московские колледжи) занято подготовкой мастеров по огранке камней и обработке металла. Совершенно не ведется подготовки знатоков в области нормативов ювелирного дела, пробирного надзора и внутреннего контроля, сертификации ювелирных товаров, ломбардных операций с драгоценностями (залог, скупка, хранение). Хотя всем очевидно, что такие кадры остро необходимы. Ювелирная отрасль ждет не только мастеров-рабочих, но и компетентных менеджеров, продавцов, товароведов, оценщиков, которые должны быть подкованы юридически и полифинансово. (Под термином «полифинансы» нами понимается совокупность знаний, охватывающих отношения по поводу кредитования, денежных потоков, ценных бумаг и проч.) Следует обратить особое внимание на ситуацию с ломбардами. Фактически это часть финансовой элиты страны, если учитывать объемы их операций и доверие к ним населения. В период кризиса, когда банки (даже получая помощь государства) сворачивают свои дела, ломбарды сохраняют примерно те же позиции, а нередко и увеличивают оборот. Все это налагает на ломбарды немалую социальную ответственность, что означает необходимость тщательной подготовки кадров. Колледжи пока не занимаются подготовкой знатоков ломбардного дела. Между тем, статистика показывает, что основная доля операций с ювелирными товарами (если не считать ремонт) приходится на скупку и залог изделий. Естественно, что топ-менеджмент в сети ломбардов обязан превосходно разбираться не только в смежных разделах ювелирного бизнеса, но и блестяще знать полифинансы в целом. Иначе элитарное положение ломбардов окажется неустойчивым и временным, оно не даст им реальных конкурентных преимуществ перед банками, которые заботятся о качестве своего человеческого капитала. Вывод очевиден. Ситуацию возможно исправить лишь развитием достаточно мощной системы дополнительного ювелирного образования по стандартам — системы, пригодной для саморазвития специалистов, повышения их квалификации, переквалификации и т.д. Агентством «ВЭП» подобная образовательная система давно и успешно сформирована в банковском секторе, хотя здесь обучение и подготовка кадров поставлены не в пример лучше. Поэтому Агентство «ВЭП» приглашает ассоциации и прочие объединения ювелиров России, специалистов в области ювелирного и ломбардного дела, а также специалистов в сфере пробирного надзора к совместной разработке системы комплексного обучения по стандартам квалификации, аналогичной технологии ВАТ®, успешно используемой Агентством в отношении банков. 2. Дополнительное образование по ювелирному делу и полифинансам По нашим замыслам качественная образовательная система должна включать в себя:
Но самый главный признак такой системы обучения — базирование всех образовательных продуктов на единой методологии, включающей пакет профстандартов ювелирного дела и полифинансов, откуда как раз и подбираются вопросы обучения, обязательные для лиц, считающих себя профессиональными ювелирами — товароведами, оценщиками, геммологами и т.д. Эксперты Агентства «ВЭП», что очевидно, не сумеют выполнить всю необходимую работу без помощи со стороны представителей ювелирного и ломбардного сообщества. Во-первых, развитие образовательного продукта и обеспечение его высокого качества всегда предполагает обратную связь с учениками. Мы периодически проводим опросы среди банков в целях актуализации своих тестов, курсов, вебинаров и прочих продуктов. Аналогичный подход необходим и в ювелирном деле. Во-вторых, сотрудники Агентства, будучи компетентными в области финансов и права, тем не менее в принципе не смогут расширить стандарт ювелирного бизнеса на область геммологии, дизайна, технологии обработки металла, огранки камней и т.д. Здесь нам нужна помощь со стороны знатоков. В противном случае наши образовательные продукты окажутся половинчатыми, ущербными. И это негативно скажется на образовательном процессе. 3. Поможет ли нам иностранный опыт? В разговоре о подходах к разработке учебных продуктов нельзя обойти молчанием одну существенную тему. За последнюю четверть века в России воспитана определенная леность ума: если что-то надо, берем на Западе. И в первую очередь это касается образовательных программ. Не станем докапываться до причин того, почему государство живет по принципу Остапа Бендера «Заграница нам поможет». Ясно лишь, что такое плетение в хвосте выгоды не дает. Подумаем лучше о другом. Ювелиры, конечно, могут ждать пока добрая заграница сама изобретет для них образование по стандартам ювелирного бизнеса. Но способен и захочет ли Запад выработать стандарты, пригодные для России? Анализ учебных программ ведущих зарубежных центров ювелирного образования показывает, что обучения по стандартам нигде в мире не производится. Не везде даже имеется внятная методология преподавания ювелирного дела (за исключением лишь одной по-настоящему серьезной и достойной школы — Калифорнийского института ювелирной подготовки, CIJT). Рассмотрим для примера, чему учит «стратег всемирно знаменитых продаж и менеджмента» Дэвид Ричардсон. Для него торговля ювелирными товарами — это: поиск инновационных карьерных идей; понимание процесса продаж; преследование успеха в профессиональной карьере. Вы хотите учебную программу, полную таких благоглупостей? Вряд ли. Наши исследования показали, что на Западе нет такого вуза, который бы обучал по стандартам ювелирного бизнеса с учетом нормативов пробирного дела, правил сертификации изделий, технологий защиты прав потребителей. Ничего подобного нельзя найти даже в методических рекомендациях CIBJO, они распространяются главным образом на номенклатуру камнесамоцветного сырья и совершенно не затрагивают вопросы организации бизнеса и внутреннего контроля. Вдобавок статус документов CIBJO весьма сомнителен, как-никак Конфедерация появилась неизвестно откуда и самочинно нарекла себя «ООН ювелирного дела». Это первое. Второе: о том, что касается правил обслуживания потребителей, CIBJO знает лишь одно — 20% клиентов приносят 80% дохода ювелирного магазина. Кто это вычислил? Никто! Нелепое соотношение «20/80» было придумано на пустом месте сто лет назад итальянским философом, не имевшим познаний ни в экономике, ни в социологии. И с тех пор оно ни разу не проверялось на практике. Если на Западе кто-нибудь когда-нибудь и смастерит для России программу подготовки кадров по стандартам ювелирного бизнеса, то учебные материалы будут выглядеть столь же абсурдно, как и пресловутое правило 20/80. Посмотрим на проблему шире. Запад постоянно требует от всех защиты прав человека. Но при этом, даже не способен предложить хотя бы какие-то технологии защиты прав потребителя. Теперь, взвесив все за и против, скажите: Вам нужен иностранный "образовательный продукт"? Нужны цифры "с потолка"? Нужны благоглупости насчет «инновационных карьерных идей»? Уверены, что нет. Следовательно, российские ювелиры должны сами стать кузнецами своего счастья и приложить хотя бы минимум усилий к формированию методики обучения специалистов по национальным стандартам ювелирного бизнеса. Агентство «ВЭП» отмечая свой значительный опыт в разработке стандартов для банковского сектора, предлагает себя ювелирному сообществу в качестве одного из участников в разработке профессиональных стандартов и технологий управления знаниями в ювелирной отрасли. Настоящий Интернет-Чемпионат и сертификация специалистов по профессиональному стандарту - это наш конкретный вклад в общую работу над национальными стандартами. Реклама
|
![]()
|
|